О конкурсе

За роялем вдвоем

«За роялем вдвоем» – так называется конкурс фортепианных дуэтов имени Александра Георгиевича Бахчиева. С именем А.Г. Бахчиева связаны представления о лучших традициях русской фортепианной культуры. Во всем, что делал этот удивительный человек, движущей силой была безграничная любовь к музыке и людям.

Впервые конкурс состоялся в Вологде в 2008 года, с тех пор в нем приняли участие около 500 дуэтов из 40 регионов России (от Калининграда до Южно-Сахалинска, от Мурманска и до Краснодарского края), а также из стран: Белоруссии, Израиля, Китая, Монголии, США и Южной Кореи.
Конкурс фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» им. А. Г. Бахчиева способствует развитию творчества исполнителей, композиторов, авторов переложений и обработок; совершенствованию мастерства юных музыкантов; сохранению и развитию традиций дуэтного исполнительства; популяризации музыки для фортепиано в четыре, шесть, восемь рук и двух фортепиано; пропаганде классической русской, зарубежной и современной музыки для фортепианного ансамбля.

В рамках конкурса проводится Всероссийская творческая школа, проходят концерты фортепианных дуэтов, победителей конкурса и членов жюри.
В жюри конкурса приглашаются известные российские музыканты.

Бессменный председатель жюри конкурса – профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, академик международной Академии творчества – Елена Геннадьевна Сорокина, многолетний творческий партнер, жена и единомышленник Александра Георгиевича Бахчиева

«С каждым годом конкурс набирает обороты, повышается уровень исполнительского мастерства его участников, улучшается репертуар исполняемых музыкальных произведений. Приятно, что проведение конкурса приобрело уже традиционный характер, на нём царит атмосфера радости и доброжелательности, настоящего праздника музыки!»

Елена СОРОКИНА

Александр Георгиевич БАХЧИЕВ

(27 июля 1930 — 10 октября 2007)

С именем Народного артиста России Александра Бахчиева связаны представления о лучших традициях русской фортепианной культуры. Бахчиева можно считать продолжателем пианистической школы К.Н. Игумнова: все его замечательные учителя И.Р. Клячко, В.Н. Аргамаков и Л.Н. Оборин — были учениками Игумнова.

Концертная деятельность пианиста началась вскоре после того, как в 1951 году, будучи студентом Московской консерватории, он стал лауреатом Международного конкурса пианистов в Берлине, и продолжалась более полувека. На карте России и всего Советского Союза трудно найти город, где бы не гастролировал Александр Георгиевич. Многогранность творческих устремлений Бахчиева включала в себя и сольное исполнительство, и ансамблевое музицирование, и педагогику, и просветительство, и музыкально-общественную деятельность. Широчайший репертуарный диапазон, простиравшийся от раннего барокко до премьерных исполнений современных композиторов, редкая мобильность, непогрешимый художественный вкус, безупречное пианистическое мастерство — все эти качества делали Бахчиева одним из самых востребованных и любимых публикой исполнителей. Особую ценность обретали обращения пианиста к незаслуженно забытым или новым сочинениям, которые он постоянно открывал слушателям. Для него написаны и ему посвящены произведения Софии Губайдуллиной, Ефрема Подгайца, Тимоти Мура (Великобритания), Григория Фрида и многих других авторов.

В репертуаре пианиста было несколько десятков концертов с оркестром, в том числе — редко исполняемых. Его партнерами были известные дирижеры — Кирилл Кондрашин, Борис Хайкин, Карл Элиасберг, Геннадий Рождественский. Записи Бахчиева — соло, с оркестрами, в ансамблях — вышли и продолжают выходить уже более чем на ста грампластинках и компакт-дисках. Его фонд радиозаписей — самый большой среди пианистов России.
Особое явление, знаменующее собой целую эпоху, — искусство Бахчиева-ансамблиста. Как правило, пианисты специализируются либо на сотрудничестве с инструменталистами, либо на работе с певцами. Александр Георгиевич в совершенстве владел и тем, и другим. К наиболее памятным вехам его работы с вокалистами можно отнести первое исполнение грандиозного цикла Хиндемита «Житие Марии» с Лидией Давыдовой, программы с Галиной Писаренко (одна из них — из сочинений Листа — удостоилась хвалебной рецензии в прессе Рихтера), шубертовские циклы с Алексеем Мартыновым, Анатолием Сафиуллиным, программы с Нелли Ли, Викторией Ивановой, Ниной Исаковой, Аллой Аблабердыевой, Сергеем Яковенко… Плодотворно сотрудничал Бахчиев с выдающимися исполнителями на духовых инструментах — флейтистом Александром Корнеевым и фаготистом Валерием Поповым. Среди партнеров пианиста — скрипачи Эдуард Грач, Михаил Секлер, Александр Мельников, виолончелист Виктор Симон, многие другие инструменталисты, струнные квартеты…

Среди огромного перечня ансамблей, в которых выступал пианист, выделяется один — знаменитый семейный дуэт Елены Сорокиной и Александра Бахчиева — «Золотой дуэт России».

Фортепианный дуэт А. Бахчиев — Е. Сорокина


 «Золотой дуэт России» — так уже много лет называют фортепианный ансамбль замечательных музыкантов, профессоров Московской консерватории, Заслуженного деятеля искусств России Елены Сорокиной (род. 1940) и Народного артиста России Александра Бахчиева (1930—2007). Весной 1968 г. они впервые выступили вместе и более 35 лет совместно с успехом выступали в городах России, странах бывшего СССР, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии.

Александру Бахчиеву и Елене Сорокиной принадлежит первенство в возрождении интереса российских любителей, исполнителей и композиторов к игре в четыре руки, жанру, когда-то пользовавшемуся огромной популярностью. После телевизионного ежемесячного цикла «Камерные вечера», посвященного истории жанра фортепианного дуэта (ЦТ СССР, 1970-е гг.), в котором было сыграно (с комментариями исполнителей) в общей сложности свыше 100 произведений разных авторов (многие совершенно неизвестные) к дуэту пришла известность, как ансамблю, занимающемуся не только активной исполнительской, но научно-просветительской, исследовательской деятельностью.

Большим вкладом в музыкальную культуру страны стали циклы радиопередач, посвященные русскому и зарубежному музыкальному искусству, а также фондовые записи на радио — «Славянские танцы» А. Дворжака (2 тетради), «Собрание дуэтных сонат XVIII–XIX веков», «Малоизвестные страницы русской музыки» и другие. Уникальные репертуарные возможности дуэта представлены в ряде фильмов-концертов. В общей сложности дуэтом записано свыше 70 пластинок и компакт-дисков.

Концерты дуэта имели широкий общественный резонанс. Среди наиболее масштабных явлений исполнительского творчества дуэта — циклы: «Бах, его семья, ученики», «Все дуэты Моцарта», «Все дуэты Ф. Шуберта» (к 200-летию со дня рождения), «Музыка пушкинского Петербурга», «Музыка старой Вены», «Музыкальные столицы мира», «Музыка Франции» и другие. Большинство циклов записано на пластинки и компакт-диски отечественными и зарубежными фирмами.

В репертуаре дуэта — сочинения для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано зарубежных (И. С. Бах и его сыновья, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, К. М. Вебер, Ф. Лист, Й. Брамс, Э. Григ, И. Штраус и другие) и русских (М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Дюбюк, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Аренский, С. Рахманинов, В. Ребиков, Г. Конюс и другие) композиторов. Исполнительское мастерство Бахчиева и Сорокиной высоко оценивается в многочисленных критических статьях и рецензиях отечественной и зарубежной прессы («Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Die Rheinpfalz», «Mannheimer Morgen» и других.

 

Фортепианный дуэт Бахчиев — Сорокина выступал на организуемых Союзом композиторов России и Московским отделением союза композиторов России фестивалях «Наследие», «Московская осень», уделяя значительное внимание исполнению сочинений современных московских композиторов. Они явились первыми исполнителями посвященных дуэту Концерта для фортепиано, препарированного фортепиано и струнных инструментов И. Манукян, Бахчиев-концерта для фортепиано в 4 руки и струнного оркестра, «Оды греческой вазе» для 2 фортепиано и детского хора Е. Подгайца, Сонаты для 2 фортепиано Г. Фрида, Партиты и Концерта для 2 фортепиано Т. Мура (Великобритания).

Особое место в творческой деятельности Бахчиева и Сорокиной занимали выступления в ансамбле с Лисициан-квартетом, с М. Пекарским. Совместно с Г. Рождественским и В. Постниковой были исполнены произведения для фортепиано в 6 и 8 рук.

В 1989 г. Сорокина и Бахчиев избраны президентами Всероссийской ассоциации фортепианных дуэтов страны. Ассоциацией организованы и успешно проведены Всероссийский конкурс фортепианных дуэтов и Всесоюзный фестиваль-семинар фортепианных дуэтов в Нижнем Новгороде (соответственно 1989, 1991), Международный фестиваль фортепианных дуэтов в Санкт-Петербурге (1990), Международный фестиваль фортепианных дуэтов в Екатеринбурге (1989, 1991, 1993, 1995, 1997, 2000), Международный фестиваль, посвященный творчеству В. А. Моцарта в Токио (1991) и другие.

В качестве членов жюри Сорокина и Бахчиев многократно участвовали в Детском конкурсе фортепианных дуэтов «Брат и сестра» в Санкт-Петербурге, Конкурсе юных пианистов им. М. И. Глинки в Москве, Конкурсе юношеских ансамблей в Белграде (Сербия), Международных конкурсах фортепианных дуэтов в Токио. Фестивали, конкурсы, гастроли обычно сопровождались мастер-классами.

Дуэт — лауреат премии Кодама (впервые после ее учреждения в Токио в 1992 г.). В 1997 г. газета «Музыкальное обозрение» удостоила дуэт Сорокина — Бахчиев титула «Ансамбль года» («За служение жанру»).